Сидеть на красивом  коврике приятно и полезно, при этом  можно водить машину, сидеть за компьютером,  обедать  или заниматься            гимнастикой...   

   Просто и оригинально
 

 Технология  изготовления ковров

 

Ковроткачество в Дагестане

  Для коврового ткачества употребляется  главным образом шерстяная пряжа гребенного и аппаратного способов прядения, Основным сырьём для этой пряжи служит грубая и полугрубая шерсть весенней стрижки. Лучшей является белая шерсть русско-волошиской, тушинской, туркменской, иомудской, бадгизской, гальджинской, горской, восточно-китайской пород овец. Применяется также верблюжья и козья шерсть.

  Окраска шерстяной пряжи имеет для коврового производства чрезвычайно большое значение. Прочность красителей, распределение, соединение и глубина тонов наряду с рисунком являются основными  показателями художественного качества ковров. Красители должны быть прочными к свету, влаге, трению, химическим реагентам. Таким требованиям удовлетворяют, кроме ограниченного числа растительных красителей, только особо прочные синтетические (группа ализаринов).

 Ручное ткачество 

В производстве ковра ручного ткачества наиболее распространены следующие виды строения ткани: ворсовая и безворсовая типа палас, килим и сумах. Ткань ворсового ковра формируется из основы, утка и ворса. Для основы применяется шерстяная и хлопчатобумажная пряжа, для утка – шерстяная, шёлковая, хлопчатобумажная пряжа. Лицевая поверхность ворсового ковра образуется из отдельных цветных нитей, привязанных узлами на нитях основы. Существует два вида ворсовых узлов – полуторный (рис. 1)

 и двойной (рис.2).

 В полуторном узле один конец пряжи продёргивается между 1-й и 2-й нитями (или парами нитей) основы, а другой – между 2-й и 3-й нитями, в силу чего такой  узел асимметричен. В двойном узле оба конца ворсовой нити, охватывающей 1-ю и 2-ю нити (или пары нитей) основы, продёргиваются в один и тот же промежуток.

 Ручной процесс узловязания состоит из подачи ворсовой нити, завязывания узла, его затягивания и обрезания. После каждого ряда узлов ворсовой пряжи пропускается уточная нить (1 или 2 утка). Зев образуется нажатием утка на основу и передвижением ремизной планки. После заводки утка сверх него кладется «ремизная» хлопчатобумажная нить для предохранения шерстяного утка при прибивании ворса, после  прибивки утка вынимается. Ковровщица прибивает  уток к опушке ковра при помощи гребенчатой колотушки и расправляет ворс пальцами. Затем производится образование следующего ряда узлов,  проводка и прибивка утка, поправка ворса и , наконец, стрижка. Стрижка выполняется обычно по каждому ряду узлов при помощи ножниц. Инструменты, применяемые при ручном ткачестве, показаны на рисунке.

Ручное ткачество осуществляется на горизонтальных и вертикальных ковроткаческих станках и выполняется по национальному образцу либо по техническому рисунку, изготовляемому в цвете на специальной клетчатой бумаге, каждой клетке которой в натуре соответствует ворсовый узел. Станки состоят из 2 боковых стоек, связей между ними и 2 волов-брусьев для натяжения основы.

Средняя плотность ворсового ковра ручного ткачества составляет в среднем от 90 до300 тысяч узлов и больше на 1 м2 при высоте ворса 5- 9мм. Средний вес 1квадратного метра от 2,0 до 2,5 кг.

 Технология изготовления шерстяных ковров ручной работы на первый взгляд очень проста.  Но познакомившись по ближе все соглашаются, что очень трудоемка с точки зрения изготовления.

Ковер изготавливается из шерстяных  ниток ручной или машинной обработки, нитки окрашиваются природными или химическими красителями.   

Устройство коврового станка  не претерпело больших изменений за несколько столетий, изменился лишь материал из которого изготовлен станок, раньше это было целиком дерево в наши дни разные части станка изготавливают из различных материалов - пластика, дерева, металла.  Размер станка зависит от размеров ковра, который необходимо изготовить. Есть совсем маленькие с размером рамки 0,5м на 0,5м, а есть  и с размером рамки  более  десяти метров в ширину и высоту.

Сама технология изготовления ковра практически не изменилась со временем, каждый узелок вяжется в ручную. В квадратном метре ковра более 200 тысяч  узелков. Поэтому для изготовления ковра средних размеров одной  мастерице в среднем требуется от месяца и более. Изготовление ковра процесс творческий, это искусство.  Ведь мало того чтобы вязать узелки, надо соблюдать рисунок и орнамент. Но результат этих трудов удивителен, красиво выполненный ковер приносит радость и эстетическое наслаждение. Еще одним не мало важным преимуществом  ковров ручной работы является их долговечность!
 
 

Ковроткачество в Дагестане (история)

 
 

ковровый орнамент и рисунок

 
 

Здесь можете посмотреть на     готовые коврики.

e-mail:

kovrik@yzelok.ru

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 

 
 
   
 
  Большая Советская Энциклопедия  
 
 
 

 © 2005-2006  www.yzelok.ru

 

Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других